Федеральное государственное бюджетное учреждение Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха) Министерства здравоохранения Российской Федерации
Госпитализация: +7 (495) 549-53-74 Запись к врачу: +7 (495) 841-58-17 Написать письмо

Психолого-педагогическая служба

Психолого-педагогическая реабилитация, ребенка с нарушением слуха представляет сложную систему взаимодействия разно профильных специалистов: сурдопедагога, логопеда, дефектолога, психолога. Это обусловлено не только спецификой формирования и развития личности ребенка с нарушением слуха, но и особенностью восприятия проблемы и принятием способов ее решения всеми членами семьи.

Когда близкие узнают, что в их семье есть малыш, у которого нарушен слух, и который, как кажется, именно поэтому, не разговаривает, то возникает иллюзия, что, улучшив физиологический слух (с помощью хороших аппаратов, или имплантов), будет решена проблема дальнейшего развития ребенка. На самом деле, полноценное коммуникативное будущее ребенка зависит от грамотного распределение реабилитационных мероприятий на всех этапах развития. Ребенка надо не только научить слышать, дифференцировать и запоминать речевые и неречевые звуки (это задача сурдопедагога), но и заложить механизмы естественного восприятия и воспроизведения речи, нормализовать деятельность артикуляционного аппарата (задача логопеда), минимизировать искажение онтогенеза развития высших психических функций (задача дефектолога). Задачи правильного взаимодействия всех членов семьи, как друг с другом, так и с макросоциумом должен решить психолог.

Сурдопедагоги, дефектологи в нашем центре оказывают коррекционно-развивающую помощь на основе личностно-ориентированного подхода: с учетом возраста ребенка, его слуховых и речевых возможностей и потребностей. На индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагоги развивают слуховое восприятие, корректируют произношение, формируют понимание обращенной речи.

Логопедическое сопровождение ребенка с КИ представляет сложную систему поэтапной абилитации функций, полноценное взаимодействие которых и обеспечивает реализацию механизма, который мы называем «речевое развитие».

Полноценное коммуникативное будущее ребенка с КИ зависит от грамотного распределение реабилитационных мероприятий на всех этапах развития. Ребенка надо не только научить слышать, дифференцировать и запоминать речевые и неречевые звуки (это задача сурдопедагога), но и заложить механизмы естественного восприятия и воспроизведения речи, нормализовать деятельность артикуляционного аппарата, минимизировать искажение речи.

Работа логопеда предусматривает формирования лингвистических навыков ребенка с КИ в условиях комплексного реабилитационного воздействия, направленного на максимальную интеграцию в макросоциум, исключение факторов искажения речи, формирование нормы речи.

Работа психологов ведется в следующих направлениях:

1. Диагностическая работа — проводится в индивидуальной форме и определяет степень сохранности — степень нормы или отклонения от нормы высших психических функций (зрительная и слуховая память, произвольное и активное внимание; мышление и интеллект , эмоционально — волевая сфера) на момент обследования , также проводится беседа с родителем/ями или опекающих лиц о индивидуальных особенностях ребенка , степени снижении слуха — тугоухость или глухота, состав семьи, особенности коммуникации — насколько развита или не развита речь, пользуется ли ребенок альтернативными средствами общения — дактиль.

2. Коррекционно — развивающая работа строится по итогам диагностической и зависит от ряда факторов; а) темперамент ребенка — флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник и родителя и их продуктивная работа в одном направлении/негативная связь б) оценка реакций ребенка со стороны специалиста и возможность предложить альтернативные задания ребенка при отсутствии его заинтересованности, что требует от специалиста гибкости и динамичной перестройки запланированного занятия в) оценивание стиля воспитания родителя (работа в паре родитель — ребенок) и его дальнейшая коррекция. Коррекционно — развивающая работа строится с учётом пригодных методов работы с ребенком, как правило, специалист подбирает апробированные методики и использует свои собственные модифицируемые, творческие наработки, которые приводят к конечному позитивному результату и положительной динамике.

3. Консультативная работа — проводится с родителями по разным вопросам; в частности, по поводу дальнейшей профессии подростка, поступлении ребенка в общеобразовательную школу; трудности в эмоционально — волевой сфере детей; психологии глухих и слабослышащих детей — особенностей их развития, возрастных закономерностей, познавательной сферы.

Гармоничное развитие вашего ребенка, полноценное эмоциональное и межличностное функционирование всех членов семьи — результат работы команды наших специалистов.

Кравцева Елизавета Михайловна — учитель-дефектолог

Образование: высшее педагогическое, окончила Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова в 2012 году по специальности «Сурдопедагогика», квалификация — учитель-сурдопедагог.

Устюжанина Светлана Валерьевна — учитель-дефектолог

Образование: высшее педагогическое, окончила Уральский государственный педагогический университет в 2001 году по специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия». Квалификация-олигофренопедагог, учитель-логопед. Имеет высшую квалификационную категорию.

Татарникова Наталья Дмитриевна — учитель-дефектолог

Образование: высшее педагогическое, окончила Московский педагогический государственный университет в 2015 году по специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Квалификация- магистр в 2017 году.

Авраменко Ксения Юрьевна — учитель-дефектолог

Образование: высшее педагогическое, окончила Московский педагогический государственный университет в 2015 году по специальности «Специальное (дефектологическое) образование». Квалификация- магистр в 2017 году.

Язев Алексей Михайлович — учитель-дефектолог

Образование: высшее, окончил Московский городской педагогический государственный университет в 2016 году по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».

Татаркина Мария Григорьевна — логопед

Образование: высшее, окончила Московский педагогический государственный университет г. Москвы в 2015 году по специальности учитель—логопед.

Бабердина Ирина Валерьевна — логопед

Образование: высшее, окончила Московский психолого-социальный институт в 2008 году по специальности «Логопед», «Специальный психолог».

Будай Николай Николаевич — педагог-психолог

Образование: высшее педагогическое, окончил Московский городской педагогический университет, Православный гуманитарный институт «Со-действие» в 2010 году по специальности «Православная психотерапия», квалификация — православный психотерапевт.

Ильинская Мария Владимировна — педагог-психолог

Образование: высшее, окончила Воронежский экономико-правовой Институт в 2000 году по специальности «Психология», квалификация - психолог.

Афонькина Эльвира Юрьевна — педагог-психолог

Образование: высшее педагогическое, окончила Дальневосточный государственный гуманитарный университет в 2014 году по специальности «специальная психология», квалификация — специальный психолог. Прошла профессиональную переподготовку ФГБОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России по специальности «Клиническая психология» в 2017 году.

Пивоваров Александр Иванович — педагог –организатор

Образование: высшее , окончил Государственный музыкально- педагогический институт им. Гнесиных в 1983 году по специальности «Хоровое дирижирование», квалификация — дирижер, преподаватель хоровых дисциплин, методист по фольклору.
Имеет почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»