Устами психолога

Основной целью педагога — психолога, работающего в реабилитационном центре является обеспечение развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушением слуха.

Среди наиболее значимых особенностей познавательной сферы выделяют следующие: сниженный объем внимания и низкий темп переключения — ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому. Кроме того, для детей рассматриваемой категории характерна меньшая устойчивость внимания и, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. В отличие от слышащего ребенка, который в течение занятия опирается на зрительный анализатор, при объяснении материала —ребенок с нарушением слуха постоянно задействует оба анализатора. Глухой/слабослышащий испытывает серьезные затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать.

Особенности памяти проявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной, в зависимости уровня развития словесной памяти от лексического запаса неслышащего/плохо слышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.

У многих детей с нарушениями слуха особенности мышления выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.

Особенности развития эмоциональной сферы могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.

У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обедненность эмоциональных проявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний — неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, проблемы с самооценкой. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком — «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия.

Отдельные дети с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны окружающих.

Так говорят сурдопедагоги

В течение последних десятилетий ХХ века наиболее эффективным средством помощи людям с нарушенным слухом является кохлеарная имплантация (КИ). Последующее за операцией подключение речевого процессора дает ребенку возможность «войти» в новый мир звуков-для ранооглохших детей- или уже знакомый, но звучащий по-другому, — если ребенок позднооглохший по-новому.

Бытует мнение, что сразу после операции появится речь и уровень развития ребенка достигнет уровня возрастной нормы. Не стоит забывать, что КИ позволяет ребенку СЛЫШАТЬ те звуки, которые он не слышал или недослушивал в индивидуальных слуховых аппаратах (физический слух), но ему трудно СЛУШАТЬ и понимать услышанное (социальный слух).

СЛУШАТЬ — значит понимать ситуацию общения, уметь участвовать в диалоге, в коллективном разговоре, распределяя свое внимание на многих, собеседников, подхватывать реплики, самостоятельно переключаться на новую тему, продолжать участвовать в общении при неожиданном изменении разговора.

Это значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми, обращаться к ним с вопросами или за помощью и быть уверенным в том, что всегда будешь понят, и в том, что всегда поймешь ответ.

Поэтому после операции наступает следующий этап — обучение ребенка. Для эффективности этого обучения нужно соблюдать важные условия:

  1. Активное участие семьи в воспитании и обучении ребенка.
  2. Систематическая коррекционная работа со специалистами.
  3. Постоянная полноценная речевая среда.

Главное место в коррекционно-педагогической работе занимает формирование понимания речи, состоящее из следующих этапов:

  1. понимание названия слов;
  2. понимание названий отдельных предметов (в ситуации наглядного выбора);
  3. понимание слов в вопросе Где? Или поручений;
  4. понимание ребенком действий;
  5. понимание окружающих предметов;
  6. обобщение предметов по существенным признакам;
  7. понимание несложных рассказов по сюжетным картинкам;
  8. понимание рассказов взрослого без показа;

В процессе общения со сверстниками и со взрослыми ребенок учится:

  • реагировать на простые речевые инструкции (дай,стоп, кати, кидай)
  • действовать с простыми поручениями (покорми, положи спать)
  • реагировать на вопрос Где? В зоне видимости предмета.
  • выполнять поручения, направленные на формирование тесных аффективных связей (поцелуй, погладь)
  • адекватно реагировать на похвалу и неправильное выполнение действий (нет, подумай еще)
  • реагировать на слова вежливости

Данные навыки помогают формировать:

  • понимание цвета, формы и т.д
  • понимание предметов при различном выборе
  • понимание одного простого действия с предметами (покрути, открой, спрячь)
  • понимание предлогов
  • понимание разных действий с одним предметом (ляля): положи спать, покорми(все действия сопровождать речью (на, ляля, ешь! Ляля. Засыпай)
  • понимание разных действий с предметом с направленным объектом действий (положи лялю на кровать)
  • понимание описание предметов (зеленая, колючая).

Формирование понимания речи требует постоянного восприятия не только взрослой, но и детской речи.