Сегодня с вами продолжим разговор о тех проблемах, которые незаметно возникают в жизни ребенка, но в дальнейшем способны сильно повлиять на его судьбу.
Давайте вернемся на несколько лет назад и вспомним тот трепетный момент когда «первый раз в первый класс». Сколько волнений, сколько хлопот и вместе с тем, сколько планов и надежд принесло то время. А теперь давайте посмотрим, что пришлось пережить самому «виновнику» этого события. В лучшем случае за год его начинают водить на различные курсы, объясняя, что если он сейчас не постарается, то вряд ли поступит в хороший класс или школу. Наконец, он прошел собеседование и поступил, как он уверен, в лучшее учебное заведение! Все его поздравляют. Он слышит Ваши разговоры с подругами на тему «Я все сделала! Он прекрасно прошел тестирование! и.т.д.» А добавьте еще к этому процесс выбора портфеля, школьной формы, ваши дискуссии с подругами о плюсах и минусах программы «Петерсон»... и неудивительно, что у вашего ребенка сформировалась уверенность в том, школа — это очень важно, это залог дальнейшей успешной жизни. Я уже не говорю об образе первой учительнице. Об этом сказано много и это правильно. Для ребенка в этом возрасте естественно воспринимать ее как некий идеальный образ который «всегда прав». Она входит в общую систему «трепетного восторга», которая характерна для этого периода жизни. Причем, поскольку, как правило, в этом возрасте человек еще не критичен, и воспринимает слова и поступки своего «психологического лидера» как абсолютную данность.
Да и для взрослого это, как правило, далеко не просто очередной проходящий типаж.
Наверное, нет такого человека, который не помнил бы свою первую учительницу. Мы также как ребенок слишком много ожидаем от этой встречи. А потом, естественно, слишком пристрастно относимся к ней: мы хотим, чтобы она и понимала нашего ребенка лучше других, и выглядела бы в соответствии с нашем эстетическим эталоном, и эмоции свои выражала бы так как мы этого ожидаем и мои проблемы понимала бы и т. д.
А теперь честно признайтесь сколько дней, недель или месяцев прошло до того момента как вы перестали называть вашу учительницу в разговоре с домашними или с подругами по имени отчеству (в лучшем случае — «наша училка»). Как скоро вы объяснили пропуск ребенком школы его легким недомоганием (болела голова или живот), хотя на самом деле вы просто задержались на даче.... И что же должен понять ваш малыш? Что нет «ничего святого», что любую ситуацию можно развернуть так, как выгодно тебе? Поймите, он еще слишком мал! Даже если он умеет читать, писать и рассуждать, его личностные качества находятся (и еще долго будут находиться) в стадии формирования. Он не может мыслить полутонами. Для него есть только плохое или хорошее, правильное или неправильное, справедливое или несправедливое. Если вы подвергаете сомнению то, что на данный момент составляет его мир, то тем самым вы разрушаете его «кокон», подспудно он становиться неуверенным в себе а, главное, он перенимает вашу модель отношения с понятным ему окружающим миром, которую в последствии, безусловно, экстраполирует на близких ему людей.
Так как же вести себя, чтобы избежать столь неприятной ситуации.
1. Постарайтесь сами воспринимать замечания учителя не как катастрофу, а как конструктивный совет, пусть даже и через чур эмоциональный. (Хороший учитель всегда объясняет эмоционально и доходчиво, а в разговоре с вами он просто не успел выйти из образа).
Не надо «обижаться» на учителя! Она — не ваша подруга! Она говорит то, что считает нужным для воспитания ребенка, а не тешит ваше самолюбие.
2. Если у ребенка действительно возникают проблемы, покажите ему возможные пути выхода из ситуации, не затрагивая конкретные личности. Например: учительница часто ругается на вашего ребенка из-за того, что он много болтает с Вовочкой, даже когда они сидят тихо им все равно достается. Ситуация, на первый взгляд обычная, но давайте посмотрим какие разные с точки зрения отдаленного результата, из нее могут быть выходы.
— Вы идете к учительнице и просите отсадить ваше сокровище от этого хулигана. При этом объясняете ребенку, что ему лучше держаться подальше от Вовочки.
— Вот что слышит ваш малыш: «Вовочка бесперспективный хулиган, учительница его никогда не полюбит, ничего хорошего у него в жизни не будет! Но, ведь мы с ним друзья! Значит я — такой же. Значит ко мне это тоже относится!»
— Ваш ребенок должен или принять ваши доводы и противопоставить себя вчерашнему другу, вступив в конфликтную ситуацию; или усомниться в ваших способностях разбираться в людях.
— Вы объясняете ребенку, что учительница, безусловно права — на уроке должно быть тихо. Вовочка — интересный и общительный мальчик, но ситуация зашла слишком далеко. Давайте вы решайте сами: или мне придется просить, чтобы вас рассадили или возьмите себя в руки.
— «Да, думает ваш ребенок, девчонок на первой парте рассадили и до нас доберутся. Завтра постараюсь, чтобы было тихо!»
— Вы не противопоставили детей друг-другу, не усомнились в правоте учительницы и подготовили почву для дальнейших действий (если они понадобятся). Кроме того, вы дали своему ребенку возможность побыть лидером: ведь он завтра будет объяснять товарищу, что надо изменять свое поведение. Чем раньше ребенок с вашей помощью научиться решать сложные ситуации, а не конфликтовать, сталкиваясь с ними, тем успешней сложатся его отношения с коллективом в дальнейшем.
3. Завтра — учебный день, но вы собираетесь на дачу. Вот приблизительный диалог, который реализуется у вас дома:
— «А можно пропускать школу? Учительница ничего не скажет?»
— «Да, ладно какая разница, что она скажет! Посмотри, какая погода шикарная! Я напишу записку о том, что ты заболела (заболел).
Что услышал ваш малыш: Учительница — не нормальный человек! С ней просто разговаривать нельзя. Она все равно ничего не поймет! Да и многое из того, что она говорит — совсем неважно!
Если вы собираетесь с ребенком поехать отдохнуть, и для этого придется пропустить школу, прежде чем принять решение, спросите в присутствии ребенка у учителя можно ли это сделать (пообещав устранить пропуски в прохождении программы). Если — нет, придется смириться. Ребенок должен быть уверен, что он занят серьезным делом, которое требует ответственного отношения. А учительнице помогает ему в этом, а вовсе не пытается испортить жизнь.
Не обсуждайте в присутствии ребенка моменты общественной или личной жизни, которые могут иметь различную трактовку.
«Только дураку может нравиться........» Сказали вы , после просмотра передачи по телевизору.
Завтра ваш ребенок подошел к учительнице и спроси «А Вам нравится.....?» Она, одновременно решая кучу проблем, автоматически ответила «Да».
Когда ребенок, повзрослев, говорит, что учительница — дура! И ты — дура, т.к. повторяешь ее слова! Давайте подумаем, кто в этом виноват.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Браудо Татьяна Евгеньевна