Неверное нет такого родителя, который бы не задавался этим вопросом и очень мало тех, кто не изменил бы своего мнения под натиском любимого чада. Причем, когда Ваш ребенок выдвигает требование (просьбу, пожелание или намек) относительно очередного электронного чуда становится жалко всего и всех: ребенка, который бездарно потратит свое время, а мог бы прочитать (выучить, нарисовать, сочинить, построить...), своих денег, своих нерв, себя (в наше детство такого не было, а в принципе, штука клеевая), и снова своего ребенка, которого так хочется видеть неординарным, талантливым, одаренным..., а он — обыкновенный.

Давайте абстрагируемся от конкретной ситуации и обсудим проблему с разных сторон: попробуем услышать и родителей, и специалистов, и, на мой взгляд, самого главного участника беседы — ребенка — человека с формирующейся личностью, пока еще с неустоявшейся психикой и с целым набором формирующихся комплексов, но который, с нашей точки зрения, просто обязан превратиться в цельную, волевую, коммуникабельную и, следовательно, успешную личность.

Но в начале нашего разговора я бы хотела объяснить, что сподвигнуло меня, дефектолога, специалиста по коррекции аномального развития ребенка, обсуждать тему, лежащую в области психологии. Работая долгое время с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями, я научилась быть проводником ребенка в макросоциуме, представлять и защищать его интересы, исходя из его возможностей, а не желания родителей. В сферу моей профессиональной деятельности очень часто попадала ситуация, в которой я должна была научить родителей или других членов семьи полюбить не совсем обычного ребенка таким, каков он есть; раскрыть его потенциальные возможности; научить взрослых считаться с его мнением. В последнее время, к сожалению, мой опыт стал востребованным и в работе с детьми, которые, на первый взгляд не имеют каких-либо специфических проблем.

В последнее время ко мне стали все чаще обращаться родители школьников , которым по той или иной причине «не уютно» в коллективе, в семье. Они бывают или слишком агрессивны, или, наоборот, слишком замкнуты. Не проявляют никаких ярко выраженных интересов, плохо мотивированны к самосовершенствованию. Из беседы с родителями я с удивлением узнавала, что как правило, такими детьми много занимались в детстве: многие из них посещали центры раннего развития, рано научились читать, родители долго не подпускали их к компьютеру, старались покупать только полезные игрушки. Однако, со всем этим багажом далеко не всем удалось взлететь. Давайте в цикле наших бесед вместе попытаемся разобраться почему?

В своей колонке я хотела бы обсудить те проблемы, которые, «родом из детства» и выступают в качестве провокационных моментов, влияющих на гармоничное развитие ребенка.

Когда я просила маму вспомнить первый наиболее осознанный конфликт, возникшей в родительско-детских отношениях, то в большинстве случаев это была проблема , которую условно можно обозначить как «Гаджет».

Только не подумайте, что дальше я буду защищать компьютерную диковину. Действительно эти «штуки» с точки зрения развития неординарного мышления, вкуса, эмоционального восприятия — в лучшем случае бесполезны. Но проблема заключается в том, что желание их иметь у ребенка возникает в один из самых важных для становления личности моментов — вхождение и утверждение себя в коллективе. Пока он был только ваш, домашний, пока он общался с детьми под Вашим руководством — все было хорошо: ребенок смотрел мультики, которые вы ему предлагали, если и играл на компьютере, то только в развивающие игры. Но, уважаемые родители, это не был его осознанный выбор! Он просто не знал, что есть варианты. И каково же было разочарование когда, вдруг весь этот багаж оказался неликвидным в самый ответственный момент — когда, вдруг, стало так важно быть признанным. Но почему же ребенок не слышит ваших аргументов? Вы же так логично, так правильно ему объясняете!

Давайте постараемся вместе посмотреть как воспринимаются ваши доводы ребенком, и как эта ситуация может быть объяснена специалистом.

И так, почему «НЕТ!!!»

— «Я считаю, что это слишком дорогая игрушка»

— У других ребят есть, а многие живут хуже нас. Ты сама недавно купила новую машину (шубу, сапоги, сумку и т. д.), а моих интересов ты не учитываешь.

Ваша система ценностей не совпадает с системой ценностей ребенка. Ему важен свой статус в социуме. И электронная игрушка в данном случае такая же статусная вещь, как ваша новая сумка или машина.


— «Игра в ГАДЖЕТ — бесполезная трата времени, лучше почитать что-нибудь»

— Когда мне интересно или если это необходимо, я читаю. Но сейчас я все свободное время думаю об игре.

За время вашего спора у ребенка сформировалась «сверх идея», которой, к сожалению, подчинены все другие функции.


— На перемене лучше поговорить с друзьями о чем-нибудь интересном, а «не пялится в экран»

Но проблема и заключается в том, что на перемене все играют, а меня все толкают! Мне и сказать нечего! Я для них —ноль! Мне иногда дают поиграть (хорошо если просто так, а то еще в обмен на конфеты), но только когда всем надоело и они пошли играть в футбол.

И чего мы добились:

  1. большинство детей, присытившись ГАДЖЕТОМ, благополучно играют в подвижные игры, а ваш — наслаждается игрой в одиночестве. Он снова вне социума.
  2. Ваш ребенок подсознательно понял, что все эти книжки, спектакли и экскурсии не нужны: он бы и рад про них поговорить, но его никто не слушает! Большинство детей с которыми мне довелось разговаривать на эту проблему объясняли для чего им нужна эта игрушка именно в школе или детском саду следующим образом: «Я хочу, что бы когда я ее доставал все бежали ко мне». Поймите, Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы противостоять мнению коллектива. Его надо будет этому учить, но только чуть позже.

Что же делать , чтобы компьютерная игрушка не поглотила вашего ребенка, ставшего уже подростком?

Не создавайте эффект «запретного плода». Пусть он наиграется ей в относительно раннем возрасте. Пусть он ее разобьет, потеряет, сломает. Главное, что она у него была! И все это видели! И теперь он спокойно может подождать, когда Вы ее почините: а это дорого, трудно... А пока можно поиграть в классики или в футбол. Почитать, что-нибудь.

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Браудо Татьяна Евгеньевна